Хадж – один из столпов Ислама. По этой причине его совершение является обязанностью (фарзом) каждого здорового, совершеннолетнего, разумного и свободного человека, имеющего достаточно средств (чтобы оплатить дорожные расходы), свободных от его основных нужд, таких как жильё и всё необходимое семье на время его отсутствия. Это обязанность, которую необходимо совершить хотя бы один раз в жизни.
Доказательством этому служит хадис, который приводит Ибну Маджах, о том, что один из сподвижников Пророка (мир ему и благословение) спросил его: «О Посланник Аллаха, совершение хаджа обязательно каждый год или один раз в жизни?» На что Посланник Аллаха ответил: «Один раз, но тому, у кого есть возможность, то ему желательно (и больше)».
К условиям обязательности хаджа относится также, чтобы дорога была безопасной. Женщине, даже если она достигла преклонного возраста, совершение хаджа без махрама (брат, отец, брат отца или матери, муж дочери) или без мужа является карахат-тахримом (порицательность, близкая к запретному), но если всё же она совершит его без них, то её хадж считается исполненным. Если подросток достиг совершеннолетия только после того, как вступил в ихрам (намерение на совершение хаджа в микате) и до стояния в местности Арафа не вернулся в микат для обновления ихрама, то этот хадж остаётся для него желательным и обязательности совершения хаджа в будущем не отменяет.
Для тех, кто направляется в Мекку со стороны Медины (как это делают те, кто едет из России), микатом является местность под названием Зуль-Хулейфа, находящаяся на расстоянии шести миль от Медины и десяти мархал (более 400 км) от Мекки, сейчас эта местность известна ещё под названием Абару Али. У того, кто направился совершать хадж или умру и не вступил в ихрам с миката или до него, хадж или умра недействительны.
Перед вступлением в ихрам желательно совершить полное омовение, и даже женщинам в состоянии нифас (послеродовое очищение) и хайд (месячные). Мужчины надевают два белых куска материи, лучше, чтобы они были новыми, но можно и стираные. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Лучшая из ваших одежд – белая, поэтому заворачивайте в неё своих умерших, а также сами надевайте её» (Ибну Маджах).
Один кусок материи заворачивают так, чтобы она начиналась от пупка и заканчивалась ниже колен. Эту часть одежды называют изаром. Вторая часть – рида, её накидывают на плечи. Не разрешается надевать шитую одежду. Но шитые тапочки надеть можно. Перед вступлением в ихрам также желательно надушиться благовониями. Имам Муслим приводит хадис, переданный от матери правоверных Айши: «Когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение) хотел вступить в ихрам, он душился самым лучшим из того, что находил». Желательно постричь ногти и усы, удалить волосы из подмышек и лобка, побрить голову.
После совершают два ракаата сунны-намаза вступления в хадж и сердцем намереваются совершить хадж, при этом произносят слова намерения: «Аллахумма иннии уриидуль хаджа файассирху лии уа такъаббальху миннии» («О Аллах, я намереваюсь совершить хадж, поэтому облегчи мне его совершение и прими его от меня»). Затем читают «Лаббайка».
Тому, кто совершает хадж способом «ифрад» (метод, при котором сначала отдельно совершаются обряды хаджа, а по их завершении приступают к совершению умры), следует прочесть «Лаббайка» следующим образом: «Лаббайка ллахумма бихаджжатин лаббайк, лаббайка ля шарика ляка лаббайк, инналь хамда уа нимата ляка уаль мульк ля шарика ляк». Тому же, кто желает совершить хадж методом «киран» (хадж и умра совершаются вместе), нужно сделать намерение на хадж и умру вместе и произнести «Лаббайка»: «Лаббайка ллахумма бихаджжатин уа умратин лаббайк, лаббайка ля шарика ляка лаббайк…». Если совершается по способу таматту, то сначала делают намерение для совершения умры. Слова «Лаббайка» переданы от Пророка (мир ему и благословение), поэтому не следует уменьшать их, а также добавлять к ним что-либо от себя. До тех пор, пока слова «Лаббайка» не произнесены, это не считается вступлением в обряды хаджа, даже если сделано намерение.
С того момента, как вступили в ихрам, следует остерегаться всего, что запретил Всевышний Аллах. Запрещены супружеские отношения, даже разговоры об этом в присутствии жены. Запрещены споры, нельзя убивать диких животных и указывать на их нахождение тому, кто не в ихраме, нельзя надевать шитую одежду, головной убор, хуффы, нельзя покрывать голову и лицо, наносить благовония на одежду и тело, удалять волосы с головы, бороды и тела, стричь ногти, мыть голову и бороду мылом. Разрешается купаться и стирать одежду, можно находиться под тенью дома, палатки, паланкина и зонта. Дозволяется подвязываться ремнём.
«Лаббайка» нужно читать как можно больше, особенно при смене обстоятельств. Нужно читать, когда стоишь, сидишь, лежишь, когда темнеет и наступает рассвет, когда поднимаешься на возвышенность и спускаешься с неё, когда засыпаешь и просыпаешься, после совершения намаза. Резюмируя, «Лаббайка» читать нужно везде и всегда, если не занят в это время исполнением намазов и вирдов.
"Аль-Лубаб фи Шархиль-Китаб"